Top.Mail.Ru

Интервью генерального директора НПФ “КРУГ” Михаила Борисовича Шехтмана редакции журнала «ПромАСУ и К» №12/2007

 


 

Последнее интервью с Вами у нас состоялось 5 лет назад в связи с десятилетием вашей фирмы. Если тогда вы были преуспевающей, но периферийной фирмой, то теперь НПФ "КРУГ" среди самых известных фирм России. Как же это произошло? Какие усилия потребовались для достижения этого результата? Если не секрет, поделитесь!
Особых секретов нет. Еще на заре создания фирмы мы для себя сформулировали следующую стратегию: "10 лет мы работаем на референц-лист, потом референц-лист будет работать на нас". В общем-то, так и получилось. Когда в перечне внедрений количество АСУТП, созданных на базе наших ПТК и программных средств, перевалило за 100, поток запросов значительно увеличился. После этого одной из основных задач стало не столько увеличение количества, сколько приобретение опыта внедрения в новых отраслях и производствах. Но основной составляющей, обеспечивающей рост компании, конечно, являются ее сотрудники. Именно сплоченная команда высококвалифицированных специалистов позволяет решать все новые и все более сложные задачи, которые ставит рынок. Важнейшей составляющей явилась также жесткая клиентоориентированность. И это не общие слова. Вопросы сервисного обслуживания, оперативности и качества технической поддержки находятся в сфере постоянного внимания топ-менеджмента компании. Хорошо известно, что удержать клиента гораздо труднее, чем завоевать нового. И мы гордимся тем, что у нас очень высокий процент "удерживания старых клиентов". Мы были абсолютно правы, когда много лет назад внедрили проектно-ориентированный принцип в организационную структуру компании. Он помог нам справиться с существенно возросшим объемом работ, что является одним из значительных рисков, связанных с быстрым ростом бизнеса. При этом качество наших продуктов не ухудшилось ни на один процент. И, конечно же, приходится постоянно отслеживать и оперативно откликаться на появление новых потребностей и новых вызовов рынка, а также уделять большое внимание работе конкурентов. Все это для нас является серьезным стимулом развития.

В каких новых направлениях развивалась ваша компания в последние 5 лет?
Первое направление. За последние 5 лет мы значительно увеличили проникновение в область теплоэнергетики, перейдя от создания единичных АСУТП к широкому тиражированию типовых проектных решений для систем автоматизации различных объектов теплоэнергетики.
Второе направление. Мы получили неоценимый опыт работ по созданию интегрированных систем учета энергоресурсов для крупных промышленных предприятий. Эти системы строятся на однородном наборе программно-технических средств, реализуя функции как коммерческого, так и технического учета, что позволяет отказаться от множества разнообразных теплосчетчиков, газосчетчиков и других средств.
Третье направление. В связи с появлением новых генерирующих компаний появилась задача комплексной их автоматизации, и мы разработали около 25 типовых проектов автоматизации объектов для ряда теплосетевых компаний.
Четвертое направление. Оно связано с увеличивающейся потребностью заказчиков в создании интегрированных систем автоматизации. Для решения этой проблемы мы разработали серию программно-технических средств, позволяющих создать единое информационное пространство предприятия. Для этого предназначены преобразователи протоколов и коммуникационные серверы серии "DevLink", сервер консолидации данных "WideTrack", а также ОРС-серверы для различных устройств.

Компании взрослеют быстрее, чем люди, и если этого не происходит, они умирают и исчезают с рынка. Как Вам удавалось решать эту задачу, ведь с взрослением фирмы идет и старение ее персонала. Каким образом Вы гармонизировали эти процессы?
Пока мы не очень замечаем эту проблему, т.к. более 2/3 наших сотрудников моложе 35 лет. Фирма постоянно растет, и основной поток новых сотрудников приходит к нам после завершения учебы в университете, а это в значительной степени компенсирует естественную тенденцию "старения".

НПФ "КРУГ" - достаточно универсальная фирма в сфере создания самых интеллектуальных средств производства. Вы создаете почти все компоненты АСУТП. И все это множество надо держать на достаточно востребованном уровне его производства для потребителя и соответствия постоянно растущему уровню новейших научных достижений в производстве компонентов систем управления. Как Вы решаете эти проблемы? Всегда ли в их решении достигается успех, есть, наверное, и неудачи? Могли бы Вы привести примеры поучительных удач и неудач?
Да, действительно, высокотехнологичный бизнес постоянно требует создания все новых и новых продуктов. Эта жесткая гонка заставляет четко определять, - на каких же именно направлениях необходимо концентрировать усилия для того, чтобы выдержать конкуренцию. Мы - не исключение. Мы выбрали для себя ряд приоритетных направлений развития и именно на эти направления выделяем ресурсы. При этом, конечно, приходится отказываться от некоторых, на первый взгляд, соблазнительных направлений. Например, мы никогда сами не разрабатывали и не собираемся разрабатывать собственные контроллеры. Из относительных неудач можно вспомнить, например, АИИСКУЭ. Какое-то время назад мы рассматривали возможность создания своей собственной системы коммерческого учета электроэнергии, однако на рынке оказалось так много систем данного класса, что создавать еще одну мы не стали. При необходимости наши инжиниринговые подразделения используют в своих проектах одну из хорошо известных и зарекомендовавших себя на рынке систем. В качестве примера удачных новейших разработок я мог бы назвать платформу "DataRate" (на базе .net), позволяющую создавать системы HMI как для очень малых объектов, так и для уровней MES и ERP. Можно еще раз привести серию коммуникационных средств на платформе "DevLink". Удачной и востребованной разработкой, на наш взгляд, явилось и создание абсолютно нового продукта "WideTrack" - сервера консолидации данных предприятия, позволяющего быстро и экономически эффективно создавать систему класса PIMS. Этот продукт является универсальным и обеспечивает простые взаимодействия с любыми SCADA-системами, информационными и измерительными системами, системами технического и коммерческого учета (АИИСКУЭ, АСКУГ и т.д.), с одной стороны, и с корпоративными СУБД - с другой стороны.

В каких отраслях наиболее востребована ваша продукция? И какие ее параметры привлекают заказчиков? Что вам потребовалось за последние годы сделать, чтобы соответствовать все возрастающим желаниям заказчиков?
Из отраслей, в которых наиболее востребована наша продукция, можно отметить энергетику, нефтяную и газовую промышленность, металлургию, ЖКХ, производство строительных материалов и др.
Заказчиков, как всегда, привлекает в нашей продукции хорошее соотношение "цена-качество". Хотя в последнее время все чаще смотрят не на конкретные технические показатели продукции, а на саму фирму (наличие бренда, наличие аналогичных реализованных проектов, комплексность услуг, финансовые возможности и т.п.). И нам, как правило, удается соответствовать данному набору требований. Для удовлетворения всех желаний заказчиков мы переходим от реализации классических узконаправленных проектов (например, АСУТП) к созданию крупномасштабных распределенных систем. В этом году мы выполнили сложный комплекс работ по созданию системы сбора и обработки технологической информации генерирующей компании, объединив в единое информационное пространство разрозненные системы телемеханики трех регионов. Для решения подобных задач мы все более тесно взаимодействуем с компаниями-производителями технических средств автоматизации, о чем я скажу чуть позже. Стратегическим направлением нашей деятельности является разработка типовых решений совместно с партнерами - инжиниринговыми компаниями. Именно такое тесное взаимодействие позволило разработать типовое решение "Система диспетчеризации жилого микрорайона". Внедрение данного решения полностью взяла на себя наша партнерская компания, реализовав на практике этот, очень красивый проект в Саратове. И таких примеров множество. На тесном взаимоотношении мы будем концентрировать максимум своих усилий, позиционируя себя, в том числе как "поставщика решений" для инжиниринговых компаний.

Каким образом Вы решаете вопросы сопровождения поставляемых изделий, и какая доля ваших затрат уходит на это? Есть ли у вас филиалы на территории России, или вы используете другие формы реализации сопровождения?
Качественное сопровождение поставляемой продукции обеспечивает отдел технической поддержки, а также неукоснительное соблюдение принципа ответственности подразделения-владельца продукта за поставляемый им продукт (ПО, ПТК, АСУТП и т.д.) в течение всего срока жизни продукта. Свою роль в обеспечении качественного сопровождения играют 4 филиала и партнерские компании, расположенные по всей стране. Важнейший вклад в качественное сопровождение вносит и наш Центр обучения, который осуществляет как первичное обучение, так и повышение квалификации для конечных заказчиков и партнерских фирм.

Как Вы решаете проблему с кадрами для такой сложной отрасли, как промышленная автоматизация?
Проблема с кадрами была, есть и будет. Конкуренция на рынке труда обостряется, мы это прекрасно понимаем. Все эти годы в качестве основного пути решения этой проблемы мы определили для себя путь собственной подготовки кадров. При этом по специальности "Автоматизация" подготовка начинается уже на старших курсах технического университета. Конечно же, наряду с набором молодых специалистов мы набираем и квалифицированных специалистов с опытом работы в промышленности.

Как известно, системостроение - наукоемкая отрасль и одновременно инвестоемкая? Как вы справляетесь с такого рода дуализмом?
Механизм инвестирования в наукоемкие технологии - это больной для России вопрос. Практически все новые разработки мы ведем за счет собственных ресурсов, направляя на них большую часть прибыли.

НПФ "КРУГ" - одна из первых в России наладила успешное сотрудничество с одной из крупнейших отечественных компаний по производству контроллеров. Как вам удалось завоевать доверие у столь уважаемого партнера? Как распределяются между вами работы и ответственность?
Объявить о совместной разработке несложно. Гораздо сложнее реализовать это на практике. Компании, решившие создать совместно новый продукт, имеют различные организационные структуры, различные принципы управления, разное видение тенденций развития и т.д. И нам с ГК "ТЕКОН" пришлось пройти длительный и непростой путь по согласованию, сближению этих аспектов сотрудничества. Потребовалось время, чтобы "притерлись" и стали разговаривать на одном языке ключевые специалисты обеих компаний. Только после этого началась слаженная и интересная совместная работа. Работы распределились следующим образом: разработка и производство технических средств - ЗАО ПК "Промконтроллер" (ГК "ТЕКОН"), разработка программного обеспечения - НПФ "КРУГ", разработка общесистемных решений, документирование, сертификация, продвижение продукции - совместно. Результатом работы этого альянса и стал 100 % российский ПТК "ТЕКРОН". С 2006 г. началось широкое его внедрение, и мы вполне обоснованно надеемся на завоевание существенной доли рынка, особенно в области автоматизации теплоэнергетических процессов.

Какие Вы видите перспективы развития компании на следующие 5 лет? Какие новинки от вас можно ожидать потребителям?
Основные ближайшие цели компании:

  • продвижение и развитие ПТК "ТЕКРОН";
  • создание комплекса программных средств, позволяющих создавать информационные системы предприятия;
  • дальнейшее развитие SCADA КРУГ-2000, особенно в части сокращения трудоемкости инжиниринга для очень больших проектов.
Из новинок, помимо вышеупомянутых "DataRate", "DevLink", "WideTrack", я бы отметил следующие:
  • сервер единого времени "TimeVisor", на который уже начал формироваться устойчивый спрос;
  • универсальный сервер отчетов;
  • типовые технические решения по сбору данных от электросчетчиков по всем возможным каналам связи и многие другие современные решения автоматизации.
В заключение хотелось бы выразить свою искреннюю благодарность всем коллегам и фирмам, приславшим нам поздравления с этой приятной датой. Выражаю особую благодарность нашему любимому журналу "Промышленные АСУ и контроллеры" за постоянное плодотворное сотрудничество.
Успехов Вам!
С глубоким уважением, М.Б. Шехтман