Top.Mail.Ru

Система менеджмента качества НПФ "КРУГ"

Промышленные АСУ и Контроллеры, №12, 2002 г.



Рассматривается система менеджмента качества, как составная часть общей системы управления НПФ КРУГ. Приведены основные аспекты, структура, преимущества и особенности эффективного функционирования системы.
НПФ КРУГ развивается, ищет совершенные решения, разрабатывает новые продукты в области автоматизации и безопасности ТП в различных отраслях промышленности. Наш клиент всегда в центре внимания фирмы, главный девиз которой - постоянное совершенствование. Мы смело идем по пути внедрения и применения принципов TQM (Total Quality Managment - всеобщего менеджмента качества), направленных на достижение и поддержание организационного успеха посредством стимулирования сотрудников, вовлеченности персонала, удовлетворения требований потребителей и их ожиданий в рамках действующих законов и стандартов РФ. Первым шагом в этом стратегическом направлении развития фирмы было внедрение и сертификация системы качества, гарантирующей высокий и стабильный уровень проектирования, разработки, производства, монтажа и сервисного обслуживания ПТК "КРУГ-2000" и его модификаций, предназначенных для агрегатирования АСУТП в различных отраслях промышленности.
Система менеджмента качества (СК) является составной частью общей системы управления фирмы. Разграничение полномочий и ответственности руководства, руководителей структурных подразделений и функциональных должностных лиц соответствует административной подчиненности, согласно утвержденной организационной структуре фирмы и функциональной подчиненности в соответствии с положениями о подразделениях. Деятельность структурных единиц НПФ КРУГ: департаментов АСУТП, отдела систем учета, департамента проектирования и производства, отделов программирования, группы тестирования, технической поддержки, технического обеспечения и др. - четко регламентирована и спланирована.
Организационная структура НПФ КРУГ соответствует наиболее оптимальным методам управления, обеспечивающим постоянную оценку работы каждого процесса. Менеджмент производственных процессов осуществляется руководством фирмы посредством временных рабочих групп по каждому контракту или проекту на всем протяжении горизонтального потока работы.
Система менеджмента качества фирмы документально оформлена и направлена на эффективную реализацию политики фирмы в области качества, на обеспечение уверенности коллектива фирмы, его руководства, а также заказчика в том, что требования, предъявляемые к качеству, выполняются, характеристики всех процессов стабильны и непрерывно улучшаются. Документированная система менеджмента качества определяет: отношения с Заказчиком, основанные на приоритете его интересов, когда последний полностью информирован о качестве приобретаемой продукции, в то время как фирма максимально страхует себя.
Комплект документации системы менеджмента качества фирмы построен по иерархическому принципу - от политики в области качества до персональных должностных инструкций. Требования и рекомендации, излагаемые в документации системы менеджмента качества, направлены на оптимизацию управленческих процедур всей цепи процессов, создание продукции с учетом процессов поставки комплектующих, материалов и услуг. Общий порядок разработки и управления документацией системы менеджмента качества установлен соответствующим внутренним нормативным документом фирмы. К основным процессам, влияющим на качество, которые регламентированы нормативными документами, можно отнести следующие: процесс управления качеством разработки проектной документации на АСУТП и документации системы качества; процесс управления документированными данными; внутренний аудит; процесс корректирующих и предупреждающих мероприятий и др.
Доступность и эффективность функционирования системы менеджмента качества достигается за счет наличия на фирме компьютерной сети, посредством которой любой сотрудник, имеющий определенный доступ, может легко применить требования нормативной документации СК. Данная информационная компьютерная сеть позволяет повысить производительность, снизить временные затраты на выяснения различного рода вопросов, связанные с описанием производственных процессов.
Фирменное ПО, как основа разрабатываемых ПТК для АСУТП, должно быть надежным и соответствовать всем требованиям Заказчика и международным стандартам. Именно поэтому на фирме разработан, внедрен и успешно работает комплект нормативных документов, регламентирующих жизненный цикл программных средств, которые содержат требования ко всем этапам разработки ПО. Шаблоны документов обеспечивают унифицированность требований и эффективность контроля и процесса разработки программного продукта.
Процесс тестирования и обеспечения качества разрабатываемого ПО обеспечивает группа тестирования посредством БД "Система управления несоответствиями ПО". Эта БД - не стандартная "заготовка или болванка" для сопровождения процесса тестирования, продаваемая на рынке ПО, а полностью адаптированный программный продукт, разработанный нашими ведущими программистами. Такая база позволяет проводить детальный анализ качества процесса разработки ПО. Статистически обработанные данные результатов тестирования периодически отслеживаются, анализируются, и только после этого проводятся соответствующие корректирующие мероприятия. На наш взгляд, такая БД - это оптимальный подход к реализации в полном объеме требований элемента 8 "Измерение, анализ и улучшение" стандарта ISO 9001 версии 2000 г. применительно к разработке ПО.
Главным фактором в эффективности системы менеджмента качества и производства конкурирующей продукции является наличие высокопрофессионального и мотивированного персонала. Несмотря на то, что практически 100 % сотрудников - это высококвалифицированные специалисты с высшим техническим образованием, руководство фирмы особое внимание уделяет подготовке и повышению квалификации персонала, создавая сплоченный, хорошо мотивированный коллектив, нацеленный на успешную работу. В частности, персонал НПФ КРУГ, участвующий в изготовлении взрывозащищенного оборудования, проходит персональное обучение по действующим стандартам на взрывозащищенное оборудование и нормативно-правовым документам Госгортехнадзора, касающимся вопросов изготовления и применения этого оборудования на нефтегазоперерабатывающих, химических и других пожароопасных производствах и объектах.
Соответствие системы менеджмента качества НПФ КРУГ общепризнанным международным стандартам в области обеспечения качества ISO 9001 подтверждено в международной DAR/TGA и национальной ГОСТ Р системах сертификации систем качества. Авторитетной ассоциацией по сертификации систем качества в мае 2002 г. была проведена сертификация системы качества НПФ КРУГ и выданы:
  • сертификат TGA-ZM-28-97-00.026 от 14.05.2002 г. на соответствие системы качества ISO 9001:94. Наличие логотипа DAR немецкого совета по аккредитации, являющегося одним из наиболее авторитетных в мире, обеспечивает признание данного сертификата практически во всем мире (Национальный орган по аккредитации DAR входит в соглашения о взаимном признании, действующие в рамках Европейской организации по аккредитации (EA) и Международного форума по аккредитации (IAF));
  • сертификат соответствия № РОСС RU.0001.13.ИС42 от 14.05.2002 г. на соответствие системы качества ГОСТ Р ИСО 9001-96.

Сертификация системы качества на соответствие требованиям ISO 9001 предоставляет Заказчику достаточную уверенность в том, что качество продукции НПФ КРУГ гарантируется сегодня и будет повышаться завтра и в обозримой перспективе, а также позволила нам увеличить свою долю на внутреннем и внешнем рынках, получать выгодные контракты, в т.ч. в странах СНГ и Европы.
Реализуя принцип постоянного совершенствования, НПФ КРУГ запланировала ресертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001 версии 2000 г. в мае 2003 г.

А.В. ГЕРАСЬКИН
© 2002 НПФ "КРУГ"