СТАТЬИ ПО ТЕМАМ

ВСЕ СТАТЬИ

2010   2009   2008   2007   2006   2005   2004   2003   2002   2001   1999   1998  

ПОИСК ПО СТАТЬЯМ


»»»

НОВОСТИ



 
 

Автоматизация

Саранск будет энергогородом

Газета "Известия Мордовии" от 21.09.2011 (№142)

   

В Саранске реализуется беспрецедентный по своим масштабам проект «ЭнергоГород»! В общей сложности около двух тысяч многоквартирных домов будут подключены к автоматизированной системе коммерческого учета потребления энергоресурсов. Такая система способна автоматически в режиме реального времени собирать данные со всех приборов учета, как поквартирных, так и общедомовых. Кроме того, автоматика отслеживает и хранит в архиве показатели качества  предоставляемых услуг и зафиксированные аварийные ситуации! 

Многие российские города заинтересованы в таком контроле за потреблением воды, газа, тепла и электроэнергии, но не в одном даже самом крупном региональном центре пока в подобном проекте не участвует так много квартир, как в Саранске. Инициатором внедрения автоматизированной системы выступило руководство столицы Мордовии.  В настоящий момент ведется монтаж системы, в то же время уже сейчас в тестовом режиме можно отследить показания общедомовых приборов учета десятков многоэтажек. Полностью АСКУПЭ внедрена пока в доме №19 по улице Веселовского, и его жильцы уже ощутили на себе происходящие перемены. 

 За низкую температуру горячей воды - перерасчет! 

- Пойдемте, покажу вам все наши новшества, - по-хозяйски приглашает нас председатель домового комитета дома №19 по улице Веселовского Виктор Семенович Рыжаков. 

В подвальном помещении дома установлен узел учета, он подключен к единому серверу, на который через GSM - адаптер стекается вся информация о полученных жильцами услугах. По системе можно отследить любые параметры, например, подачи тепла, обратки, расход ресурсов. Но для того, чтобы система работала в полную силу, необходимо все квартиры оснастить индивидуальными приборами учета газа, воды, электроэнергии и тепла. 

Пока еще все новое мы воспринимаем с определенной настороженностью, но жители дома №19 по улице Веселовского решились на эксперимент, и каждый собственник установил в своей квартире счетчики. И надо сказать, не разочаровались! 

- Например, теперь мы следим за тем, какой температуры поступает горячая вода, - говорит председатель домового комитета. - Что греха таить, норматив температуры горячей воды выдерживается не всегда. Вот посмотрите вместо 55 градусов подача горячей воды составляет всего 45, а то и ниже. И если еще год назад нам сложно было доказать, что услуга предоставлена некачественно, то теперь все подтверждено показаниями приборов, которые хранятся в архиве системы. Направил официальное письмо поставщику с претензиями.   
В необходимости перехода на систему АСКУПЭ уверены и в домоуправлении. 

- Пора выстраивать современные отношения с поставщиками, считает руководитель домоуправления №9 Виктор Наумченко. - Время, когда проблемы обозначали, что называется на пальцах – прошло, все претензии нужно оформлять юридически грамотно, на основе фактов, тогда и проблем меньше будет. 

Еще раз отметим, что пока это единственный в Саранске дом, который полностью, включая поквартирные счетчики, подключен к автоматизированной системе коммерческого учета потребления энергоресурсов. В других многоэтажках либо отсутствуют индивидуальные приборы учета и на сервер пока поступают данные лишь общедомовых счетчиков, либо в доме еще ведется монтаж необходимого оборудования и они пока не подключены к системе. 

Нечистых на руку отследит компьютер! 

В Саранске создана центральная диспетчерская «ЭнергоГорода». Это современный центр, оснащенный по последнему слову техники, основными функциями которого на сегодняшний день является мониторинг аварийных ситуаций, качество поставки ресурсов, а также в будущем передача данных в Саранский расчетный центр для начисления платы за коммунальные услуги. При такой системе исключается человеческий фактор - становится меньше ошибок в расчетах и начислениях. 

Для того, чтобы наглядно разъяснить, как работает система, возьмем все тот же дом №19 по улице Веселовского. В меню выбираем показания приборов учета электроэнергии: напротив каждой квартиры, причем с разбивкой на дневной и ночной тариф указано количество потребленной энергии за прошлый месяц. Кстати, здесь можно заметить, что многотарифные счетчики вещь вполне оправданная и все наши доводы о том, что «ночью я сплю и электроэнергию не трачу» можно сказать беспочвенны. Например, в одной из квартир показания дневного потребления за месяц составляют чуть более 50 киловатт, а в ночное время этот показатель близок к 26 киловаттам. 

АСКУПЭ усложнит жизнь и нечистых на руку жильцов, система отслеживает сигналы каждого прибора и выдает информацию о том, что счетчик отключен или в квартире установлен «жучок». В этом случае умелого хозяина можно привлечь к ответственности. 

Аварии отследят в режиме on-line! 

В каждой управляющей компании установят специальную систему, с помощью которой, можно будет получать информацию с единого сервера по каждому дому, который она обслуживает. Доступ к данным по конкретной услуге будут иметь и поставщики в своих диспетчерских пунктах. Подобный обмен информацией в режиме реального времени позволит значительно ускорить выезд аварийных бригад на место ЧП и устранить неисправность.  

Монтаж системы в Саранске планируется завершить в 2012 году. Но как скоро мы перейдем на современные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, зависит от нас. Ведь в идеале система будет работать только тогда, когда индивидуальные приборы учета придут в каждую квартиру. И когда учет количества услуг в ЖКХ станет привычным, на повестку дня выйдет вопрос качества. Так что решение многих коммунальных проблем в том числе и в наших руках! 

За сгоревший холодильник заплатит поставщик! 

С помощью системы диспетчер выводит на большой экран информацию в разрезе каждой управляющей компании и каждого дома, где это возможно технически. Глядя на монитор, даже в разрезе УК можно сразу определить аварийные ситуации: значки в виде лампочки, капель воды и батареи загораются характерным цветом для каждой ситуации. Если система работает исправно, то значок отображается зеленым цветом, если возникли определенные проблемы, появляется желтый цвет, о предаварийной и аварийной ситуации сигнализируют значки розового и красного цветов. 

Заметив проблему, которую выдает система, можно посмотреть, в чем конкретно заключается неисправность. На момент нашего визита в диспетчерскую желтый цвет сигнализировал о некачественной поставке электроэнергии в дом №19 по улице Веселовского. Напряжение поставляемого ресурса в идеале составляет 220 вольт, при нормальной работе возможны отклонения на несколько единиц. Система же показала, что электроэнергия в дом подается при напряжении 237 вольт. Отклонения тоже не настолько значительны, но это уже ведет к быстрому износу, в том числе и нашего оборудования, например, бытовой техники. И счетчик «насчитает больше денег». 

В будущем, когда система заработает в полную силу, мы, собственники, сможем выдвигать свои требования поставщикам, причем это можно будет подтвердить документально. Если в квартире сгорел, например, холодильник, вы можете запросить данные о качестве поставки электроэнергии на тот момент. Если система покажет, что напряжение было высоким, вы смело можете обращаться в суд, и ресурсоснабжающая компания должна будет оплатить понесенный ущерб.

Ирина МАЗИНА.

21.09.2011 №142 (24.585)