Top.Mail.Ru

Автоматизированный стенд испытаний тепловозных дизельных двигателей

Введен в эксплуатацию автоматизированный стенд обкатки и испытаний дизель-генераторных установок (АСИД) для Оренбургского локомотиворемонтного завода.

Оренбургский локомотиворемонтный завод (ОЛРЗ) – филиал АО «Желдорреммаш», (входит в Группу компаний «ЛокоТех») – одно из старейших предприятий региона. ОЛРЗ более ста лет обеспечивает бесперебойную работу тепловозов со всей России.

Крупнейшее базовое предприятие России с мощной производственной структурой по ремонту магистральных тепловозов 2ТЭ116 и пассажирских ТЭП70, а также дизельных двигателей 1А-9ДГ, 2А-9ДГ, 18-9ДГ.

АСИД представляет собой комплекс технологического оборудования, предназначенный для подключения испытываемой дизель-генераторной установки (ДГУ) и создания необходимых условий для проведения обкатки, регулировки и испытаний ДГУ на нормированных режимах.

Автоматизированная система управления стенда предназначена для:

  • Стабилизации заданных режимов технологического процесса путем контроля технологических параметров, визуального представления и выдачи управляющих воздействий на исполнительные механизмы как в автоматическом режиме, так и в результате действий оператора-технолога
  • Определения аварийных ситуаций на технологических узлах путем опроса подключенных к системе датчиков в автоматическом режиме, анализа измеренных значений и переключения технологических узлов в безопасное состояние путем выдачи управляющих воздействий на исполнительные механизмы в автоматическом режиме или по инициативе оперативного персонала
  • Протоколирования режимов испытаний с проведением расчетов требуемых параметров
  • Организации связи с верхним уровнем и согласования действий с внешними устройствами и механизмами, работающими в едином технологическом пространстве.

АСУ обеспечивает функционирование подсистем, получая информацию о состоянии технологических параметров и положении исполнительных механизмов от датчиков и осуществляя управляющее воздействие на исполнительные механизмы или формируя сигналы для принятия решений и последующих действий персоналу АСИД.

Подсистемы стенда (исключая испытываемый двигатель):

  • нагрузочная установка
  • система охлаждения
  • топливная и масляная системы
  • системы дымоудаления и электрообогрева
  • электроснабжение и заземление
  • система противоаварийной защиты
  • АСУ стендом
  • система контроля довзрывоопасных концентраций.

Активное управление в ходе испытаний, требующее постоянного внимания оператора, относится к дизель-генератору и его системе безопасности, системе охлаждения (горячий и холодный контуры, включая градирни), управлению мощностью (возбуждение тягового генератора и реостат). Остальные подсистемы работают в фоновом режиме при условии качественно проведенной предпусковой подготовки. Дополнительные мероприятия потребуются при проведении замеров (вибрация, расход топлива) и проверке некоторых защит.

АСУ стендом разработана на базе российского программно-технического комплекса КРУГ-2000 (ПТК КРУГ-2000®) с использованием контроллеров ПЛК210-KR и SCADA КРУГ-2000®. Множество функций, выполняемых системой, например, таких как: функции сбора, обработки и хранения информации, функции управления объектом, информационный обмен с различными приборами и устройствами и др. – реализовано в составе контроллера ПЛК210-KR под управлением Системы Реального Времени Контроллера (СРВК).

ПТК КРУГ-2000 внесен в реестр отечественной промышленной продукции Минпромторга РФ (ПП РФ №719 от 25.07.2015), а специализированное программное обеспечение SCADA КРУГ-2000, СРВК и др., входящее в состав ПТК, – в реестр отечественного ПО Минцифры РФ.

Основные функции АСУ

  • Подготовка к испытаниям предполагает возможность ручного управления каждым исполнительным механизмом, выполнение операций по приемке технологических жидкостей, корректировку параметров испытаний
  • Управление испытаниями по регламентированным таблицам или в режиме работы по джойстику. Выбор способа управления может быть осуществлен до и во время работы на холостом ходу (после успешного пуска ДГУ)
  • Измерение расхода топлива в соответствии с требованиями нормативных документов (это требует предварительного наполнения мерной емкости, расход из которой впоследствии определяет следующие расчеты параметров ДГУ)
  • Ввод и хранение уставок аналоговых параметров и контуров регулирования (эти параметры сохраняются в энергонезависимой памяти и доступны для редактирования)
  • Загрузка внешних данных испытаний и параметров ДГУ через MS Excel. Работа с данными в MS Excel отвязана от АРМ
  • Защита ДГУ (силовые электромашины, пассивные элементы и соединения), защита по току является особо ответственной частью системы управления
  • Расчет нормируемых параметров ДГУ: «Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности», «Удельный расход топлива», «Полная мощность ДГУ»
  • Контроль загазованности по нижнему концентрационному пределу распространения
  • Функции проверки защит и динамических характеристик ДГУ через произвольное управление позицией и нагрузкой
  • Протоколирование всех сообщений системы при проведении испытаний
  • Архивирование: трендирование технологических параметров
  • Формирование протокола испытаний (в формате MS Excel) при автоматической работе по таблицам испытаний (для предъявительских и приемосдаточных испытаний). Каждая строка данных заполняется при завершении текущего режима, за несколько секунд до перехода на следующую позицию. Файлы протоколов и шаблон протокола защищены паролем от редактирования, и эту информацию возможно только просмотреть и распечатать. Форма протокола и данные, которые в него записываются, зафиксированы программным комплексом. Вносить изменения в эти процедуры может только представитель поставщика АСУ АСИД.

Подсистема противоаварийной защиты (ПАЗ) представляет собой электрически обособленную схему контроля параметров безопасности оборудования и персонала. Данная схема функционально выделена из системы управления АСИД и выполняет следующие функции:

  • снятие сигнала разрешения работы ДГУ
  • перевод технологического оборудования в безопасное состояние
  • отключение динамического оборудования.

Сеть обмена данными состоит из 4-х независимых частей, отличающихся по назначению и протоколам обмена:

  • RS485-1 – датчик уровня Е-6, датчики вибромониторинга, процессорный модуль УСТА
  • RS485-2 – частотные преобразователи (20 шт.)
  • RS232 – регулятор частоты вращения и мощности ЭРЧМ. Подключен через преобразователь токовой петли напрямую к АРМ (получение данных в КРУГ-2000 посредством файлообмена)
  • Ethernet – модули ввода-вывода (39 шт.), панели оператора (2 шт.), ПЛК, АРМ.

Внедрение выполнено НПФ «ГектИС» (г. Тольятти) совместно с НПФ «КРУГ» (г. Пенза).

Компанией «ГектИС» выполнены:

  • инжиниринг
  • монтаж
  • пусконаладка на объекте.

Компания «КРУГ» обеспечила поставку контроллеров и программного обеспечения. оказывая всестороннюю техническую поддержку партнеру в ходе реализации проекта.